Как устанавливают недвижимость, за которую владельцы не платят налоги
Обязанность платить налоги у владельца возникает только после того, как информация об этом объекте появилась в Едином государственном реестре недвижимости. При этом до сих пор есть земельные участки и дома, построенные более 20 лет назад, о которых отсутствуют полные сведения в ЕГРН. Их собственников установить не могут, и это не позволяет налоговой службе начислить налоги. С 2021 года выявлением владельцев таких ранее учтенных объектов недвижимости занимаются местные администрации.
Что такое ранее учтенные объекты недвижимости?
Ранее учтенные объекты недвижимости – это земельные участки, права на которые возникли до вступления в силу закона о госрегистрации прав на недвижимость (31 января 1998 года) и дома, построенные до этой даты. Права на них появились в соответствие с ранее действовавшими требованиями законодательства еще до того, как был создан Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Ранее возникшие права на недвижимость этих владельцев являются юридически действительными, но о многих из этих объектов нет полных данных в ЕГРН.
Как администрация узнает, кто является владельцем незарегистрированной недвижимости?
Установить владельцев объектов пытаются на основании сохранившихся документов. Росреестр передает администрации перечни ранее учтенных объектов недвижимости, на которые в ЕГРН не зарегистрированы права. Сотрудники администрации, выявляя их правообладателей, сопоставляют эту информацию со сведениями из архивов, направляют запросы нотариусам, в ЗАГС, организациям, занимающимся технической инвентаризацией, в налоговую службу, Социальный фонд России и МВД. Это позволяет внести недостающие данные о правообладателе в ЕГРН. Если первоначальный владелец недвижимости умер, устанавливают его наследников, не зарегистрировавших на недвижимость свои права.
Что происходит после того, как правообладатель установлен?
Если в результате этой работы владелец дома или земельного участка установлен, ему сообщают о том, что это произошло. Для этого администрация на своем официальном сайте размещает документ, который называется «проект решения о выявлении правообладателя». Кроме того, его отправляют владельцу недвижимости заказным письмом по почте или на адрес электронной почты. Правообладателя информируют о сроке, в течение которого он может подать возражения.
Если возражений у правообладателя нет, администрация передает сведения о нем в Росреестр, после чего информацию о владельце вносят в ЕГРН. После регистрации собственности владелец недвижимости получает выписку из ЕГРН, подтверждающую, что на него оформлены права на объект. С этого момента он сможет этим объектом полноправно распоряжаться (до этого дом или участок нельзя было продать или подарить) и начнет платить налоги на эту недвижимость.
Что происходит, если правообладатель с решением администрации не соглашается?
Если от того, кто был выявлен в качестве владельца, в администрацию поступили возражения, решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости не принимается. Тогда оформления права на него администрация может добиваться в суде.
Если работа, проведенная администрацией, выявить правообладателя не позволила, объект недвижимости может перейти в государственную или муниципальную собственность.
Автор — Крупко Татьяна